«Халык авазы» («Глас
народа») - печатный орган Регионального Духовного Управления мусульман Пермской
области (Пермского Муфтията) в составе Центрального Духовного Управления
мусульман России и европейских стран СНГ.
Индекс 53402.
№ 6 (29), июнь-сентябрь 2001 г.
ВАХХАБИТЫ В РОССИИ ПОБЕЖДАЮТ УМЕРЕННЫХ МУСУЛЬМАН?
Пока
имеет место триумф в информационной войне, но виртуальный успех может
превратиться в реальный
ВО ВРЕМЯ
посещения президентом РФ Владимиром Путиным уфимской мечети Ляля-Тюльпан 10
июня 2001 г. председатель Центрального духовного управления мусульман России
верховный муфтий Талгат Таджуддин заявил: "Мы не хотим, чтобы у нас в
стране были ваххабиты и те, кто из чужих стран нас хочет учить". Он
отметил, что у нас "испокон веков православие и ислам шли вместе, в
течение 300 лет в России они были основой государства". У Талгата
Таджуддина была плодотворная 45-минутная встреча с президентом, однако вопрос о
том, почему и при чьей поддержке ваххабиты в России усиливают свое влияние, так
и не был поставлен ребром.
ОРГАНИЗАЦИИ РОССИЙСКИХ МУСУЛЬМАН
Талгат Таджуддин, занимающий пост главы
ЦДУМ (Центрального духовного управления мусульман России и европейских стран
СНГ) с 1980 г., - не единственный исламский лидер в РФ. Из 3048 мусульманских
общин верховному муфтию подчиняются 1859, то есть более половины.
Остальные мусульманские общины в
большинстве своем входят в Совет муфтиев России (СМР) во главе с Равилем
Гайнутдином. Ядром СМР и единственной структурой, полностью подконтрольной его
председателю - муфтию Равилю Гайнутдину, является Духовное управление мусульман
Европейской части России (ДУМЕР), в составе которого значится порядка 150
общин.
Среди союзников ДУМЕР и активных членов
СМР - ДУМ Башкортостана муфтия Нурмухаммада Нигматуллина (150 общин), ДУМ
Поволжья имама Мукаддаса Бибарсова (27 общин, 25 из них в Саратовской области),
Бугурусланский Муфтият Исмаила Шангареева (20 общин), ДУМ Ульяновской области
Тагира Шангареева (5 общин).
Созданное в феврале 1998 г. по личной
инициативе Минтимера Шаймиева ДУМ Республики Татарстан во главе с муфтием
Гусманом Исхаковым (контролирует большую часть из 900 общин Татарстана),
несмотря на враждебность к ЦДУМ, до сих пор не вошло в СМР.
Координационный центр духовных
управлений мусульман Северного Кавказа (КЦДУМСК) во главе с муфтием Ингушетии
Магомедом Албогачиевым формально является коллективным членом СМР, но
фактически это автономная организация, не подчиняющаяся никому. В качестве
почетного члена КЦДУМСК входит и в Высший религиозный совет народов Кавказа
(ВРСНК), возглавляемый председателем ДУМ Закавказья шейх-уль-исламом
Аллахшукюром Паша-заде. Почетное членство в ВРСНК и СМР позволяет
северокавказским мусульманам пользоваться информационным и властным ресурсом
этих организаций. Входя в Совет муфтиев России, муфтии Северного Кавказа в то
же время благожелательно относятся к ЦДУМ и не подписали ни одного обращения,
направленного против Таджуддина.
Часть ДУМов (ДУМ Тюменской области,
альтернативный ДУМ Татарстана, национальные ДУМы Дагестана и
Карачаево-Черкесии) не состоят ни в одном из существующих блоков.
Некоторые общины, не выходя из
юрисдикции Таджуддина, вошли и в структуры Гайнутдина, так как у последнего
больше финансовый, властный и медийный ресурс.
РАСКОЛ В РОССИЙСКОМ ИСЛАМЕ
Первая попытка создать альтернативную
ЦДУМ организацию была предпринята в 1992 г. татарским муфтием Габдуллой
Галиуллой (именно с ним муфтий Татарстана Гусман Исхаков ездил в Саудовскую
Аравию). К 1996 г. созданный им Высший координационный совет духовных
управлений мусульман России (ВКС ДУМР) покинули последние заметные коллективные
члены, а ВКС возглавил Нафигулла Аширов (сопредседатель Совета муфтиев во главе
с Гайнутдином с 1998 г.). Аширов в 1990 г. прошел обучение в исламском
университете имени Амира Абдель-Кадира (г. Константина, Алжир) - признанном
центре исламского радикализма. По мнению некоторых мусульман, сан муфтия Аширов
получил неканоническим путем. В России Аширов организовал Духовное управление
мусульман Азиатской части России (ДУМАЧР), объединяющее теперь, после
скандального выхода из него Тюменского муфтията Галимзяна Бикмуллина, не более
двух-трех десятков общин, большинство из которых не имеют ни мечетей, ни
прихожан (с уверенностью можно говорить лишь о 5 реальных общинах). Многие
сибирские мусульмане (преимущественно татары) относятся к ДУМАЧР с недоверием,
так как опора Аширова в регионе - выходцы из Казахстана, Азербайджана и
Таджикистана. Кроме того, и сам Аширов предпочитает в последнее время чаще
гостить в Москве, а не в Сибири, - благо в 1999 г. депутатом Госдумы стали
несколько представителей движения "Рефах" (духовным наставником
которого является Аширов), в том числе и его лидер Абдул-Вахед Ниязов.
Небезынтересно, что именно Аширов оказался единственным
мусульманским лидером России, кто фактически одобрил вандализм талибов,
разрушивших в марте 2001 г. все буддийские, индуистские и античные памятники
культуры в Афганистане. "Афганистан - моноконфессиональное государство, там
живут только мусульмане, там нет буддистов, и решение, должны ли находиться в
мусульманской стране памятники языческого прошлого, - внутреннее дело
Афганистана. Западная истерика по поводу уничтожения афганских будд имеет
исключительно политическую природу... Талибы, они политические противники, и их
травят тогда, когда грехи других предпочитают не замечать", - заявил
Аширов ("НГ-религии", 14.03.2001 г.).
Но самым удачливым
"раскольником" оказался Равиль Гайнутдин, который в 1988 г. стал
главным имам-хатыбом Московской соборной мечети. Поставив эту мечеть под свой
контроль, Равиль Гайнутдин сделал ее штабом всех раскольничьих инициатив,
последнюю из которых - Совет муфтиев России - сам и возглавил. Позже по его
инициативе при мечети была создана "служба безопасности". На
учредительном меджлисе мусульманских религиозных объединений и общин
Европейской части России 29 января 1994 г. Гайнутдин был избран муфтием,
председателем Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона
России (ДУМЦЕР, позже переименовано в ДУМЕР). 23 февраля 1994 г. ДУМЦЕР
зарегистрировано в Минюсте РФ. При ДУМЕР открылся исламский колледж с
преподавателями из Саудовской Аравии и Турции. 17 января 1995 г. в Уфе съезд
мусульман России и европейских стран СНГ, представляющий 2,5 тыс. мусульманских
общин, лишил Гайнутдина сана и отстранил от исполнения обязанностей
священнослужителя "за поддержку раскольничьих действий арабских
организаций, за нарушение традиционных канонов российского ислама".
ВАХХАБИЗМ И ДРУГИЕ ТЕЧЕНИЯ ИСЛАМА
Разбираясь во внутриисламских
конфликтах, нелишне вспомнить, что в суннитском исламе есть четыре правовые
школы (мазхаба). В России распространены два мазхаба: ханафитский - на всей
территории РФ, кроме Дагестана и Чечни, и шафиитский, который исповедуют в Чечне
и Дагестане. При этом традиционно отсутствовал ханбалитский мазхаб,
ответвлением которого является ваххабизм. Ваххабизм - официальную
государственную идеологию Саудовской Аравии - большинство российских мусульман
считают ересью, отрицающей любые национальные особенности и мистические школы в
исламе, проповедующей формализм в обрядах, нетерпимость и экспансионизм. Однако
Равиль Гайнутдин придерживается другого мнения: "ваххабизм - это
официальная идеология Саудовской Аравии, где нет ни терроризма, ни экстремизма,
которые основывались бы на ваххабизме. Ваххабизм основан на учении Корана и
Сунны Пророка. А учение ислама против любого терроризма и насилия, требует
любить ближнего, распространять мир и любовь между народами. Принятие в России
какого-либо закона о запрете ваххабизма будет означать ущемление прав и
конституционных свобод наших граждан-мусульман. Не наступит ли для мусульман
37-й год, когда сосед или оппонент любого человека заявит, что тот или иной
верующий является ваххабитом и его нужно судить?" ("НГ-религии",
29.11.2000). То, что в Саудовской Аравии (где почти 100% населения - ваххабиты)
нет терроризма, не может служить доказательством миролюбия этого радикального
течения в исламе - не будут же его сторонники убивать сами себя.
Равиль Гайнутдин не только пытается
обелить ваххабитов, но и прямо признает свое сотрудничество с ними: "В
начале 90-х годов несколько сот наших молодых людей поехали в институты и
университеты Королевства Саудовской Аравии. Потому что Королевство Саудовской
Аравии оплачивало все расходы пребывания наших студентов в своих исламских
высших учебных заведениях. Ни одна другая страна исламского мира не смогла
принять столько абитуриентов в свои исламские центры. Королевство Саудовской
Аравии благодаря тому, что мы обращались в Министерство исламских дел с
соответствующими просьбами, приняло наших студентов и подготовило их".
Более того, Гайнутдин признает тот
факт, что на обучение в ваххабитское государство были посланы совсем молодые
мусульмане с еще не сформировавшимися взглядами: "В начале 90-х подростков
12-14 лет направляли на учебу в исламские учебные заведения Турции, Саудовской
Аравии, Кувейта" ("НГ-религии", 29. 11.2000).
Необходимо отметить, что ваххабитские
преподаватели приезжают из Саудовской Аравии не только в Москву. Практически во
всех крупных местных общинах, подчиняющихся Равилю Гайнутдину, организуются
подобные колледжи с преподавателями из Саудовской Аравии. Недавно заместитель
ульяновского муфтия Тагира Шангареева говорил, что и в Ульяновске был организован
"татарско-арабский колледж, в котором читали лекции преподаватели из
Саудовской Аравии, Иордании, Туниса, Алжира и Египта"
("НГ-религии", 31. 01.01).
Да и
другие муфтии, подчиненные Гайнутдину, не слишком открещиваются от учения
Мухаммада ибн Абд-уль-Ваххаба. Так, заместитель муфтия Пензенской области
(ДУМЕР) Абдур-рауф Забиров в интервью "НГ" прямо признался, что читал
книгу Ваххаба и "не нашел в ней ничего плохого".
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ИСЛАМСКИХ ЛИДЕРОВ С ВЛАСТЯМИ
Поразительна в свете этого позиция
российских властей. С 1991 г., когда Талгат Таджуддин заодно со светскими
лидерами мусульманских республик заявил о лояльности к ГКЧП, у Равиля
Гайнутдина сложились отличные отношения с администрацией президента и
московской мэрией. С тех пор Гайнутдин неизменно получал поддержку властей во
всех своих начинаниях. С 1996 г. хорошие отношения с Кремлем наладил и другой
активист СМР Абдул-Вахед Ниязов (в документе, который был обнаружен Коржаковым
после обыска в ельцинском штабе и датирован 17 мая 1996 г., одна из статей
расходов на избирательную кампанию гласит: "Союз мусульман России.
Исламский культурный центр (Ниязов). 650 млн. р. Утверждено"). С тех пор
на все сколько-нибудь заметные мероприятия, проводимые кремлевской
администрацией, приглашаются исключительно Гайнутдин, Ниязов, иногда Аширов.
Приглашения же Талгату Таджуддину блокируются.
О политической ориентации Ниязова
свидетельствуют и его встреча с Джохаром Дудаевым, и тот факт, что в 1996 г.
Ниязов уступает лидерство в своем Союзе мусульман России Надиру Хачилаеву, с
которого в 1998 г. была снята депутатская неприкосновенность в связи с
обвинением в попытке свержения законной власти в Дагестане и захвата здания
Госсовета республики. Хачилаев организовал турне по России лидера
экстремистской организации "Нация ислама" Луи Фаррахана (которого в
США называют "антисемитом" и "фашистом"), а в 1999 г. был
участником обороны ваххабитского селения Карамахи.
СКОЛЬКО В РОССИИ МУСУЛЬМАН?
Бездействие властей не оборачивается
спокойствием и бездействием сторонников Гайнутдина, которые все больше
чувствуют себя хозяевами России. 24 апреля 2001 г. Равиль Гайнутдин
торжественно заявил: "Сегодня сбылось то, что сто лет назад казалось
мечтой, - России суждено стать одной из крупнейших мусульманских стран, что
никак не умаляет ее значения как великой христианской державы". По словам
главы ДУМЕР, в Москве проживает от полутора до двух миллионов мусульман, что
делает столицу крупнейшим исламским городом в России: "Москва может
называться основным мусульманским духовным центром всероссийского
масштаба". Во всей же России насчитывается, полагает он, 20 млн.
мусульман; некоторые деятели ДУМЕР заявляют даже, что в России каждый пятый
житель - мусульманин (то есть мусульман 29 млн.!). Стоит ли говорить, что эти "данные"
не подтверждаются ничем, кроме фантазий некоторых исламских радикалов. В ходе
опросов фонда "Общественное мнение" назвали себя мусульманами 4,2%
россиян и 2,9% москвичей в июне 2000 г. и 5% россиян и 2% москвичей в апреле
2001 г. (К началу 2001 г. в РФ постоянно проживали 145 млн. человек, в том
числе в Москве - 8,4 млн.) По итогам опросов службы Мониторинг.ру, в декабре
2000 г. верующими считали себя 55% россиян, из них 91% - православные и только
5% - мусульмане. Согласно опросу РОМИР (сентябрь 1999 г.) мусульманами называют
себя 4,2% россиян, а по данным опроса Института социально-политических
исследований РАН (ноябрь 1999 г.) мусульмане составили 6% россиян. Даже с
учетом того, что удельный вес мусульманских регионов в выборке некоторых
социологических организаций немного меньше, чем доля мусульман в населении РФ,
численность граждан РФ, считающих себя мусульманами, составит 7-9 млн., из них
в Москве, включая временно проживающих, 200 тыс.
По
переписи 1989 г. этнические мусульмане составляли в России 11,83 млн. человек,
а в 1999 г., по расчетам, проделанным демографами под руководством Анатолия
Вишневского на основе данных Госкомстата о естественном приросте и миграциях, -
13,17 млн. или 9% населения. Вряд ли надо пояснять, что ислам исповедуют не все
этнические мусульмане, так же как и православие исповедуют не все русские. По
данным опроса татар, живущих в Татарстане, в 1996 г. из них считали себя
мусульманами 60% горожан и 88% селян. А в ходе опроса 1999 г. в Татарстане
назвали себя верующими 77% татар (из них 7% - православные). Если учесть, что
доля приверженцев ислама среди этнических мусульман в русских областях ниже,
чем в республиках, а по всей России не наберется и тысячи русских, исповедующих
ислам, то станет ясно, что реальные мусульмане составляют примерно 6% населения
РФ (8-9 млн. человек).
ПЕРСПЕКТИВЫ
ИСЛАМСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИИ
Из
числа россиян, относящих себя к мусульманам, значительная часть не посещает
мечеть даже один раз в год (в русских областях большинство называющих себя
мусульманами не посещает мечеть ни разу в год; в Москве из 200 тыс. мусульман
еженедельно посещают мечеть 5-10 тыс. человек, в Ростовской области - 3 тыс. из
50 тыс.). Большинство российских мусульман не слишком религиозны; даже в
Дагестане был случай, когда молодого имама-фанатика, закрывшего в ауле винный
магазин, мужчины заставили вновь открыть его. Однако у российских мусульман нет
иммунитета против ваххабизма и других форм исламского экстремизма. Большинство
мусульман - довольно аморфная масса, как и большинство православных. Ваххабиты
же представляют собой самую активную и целенаправленную группу мусульман в
России. Кроме того, сторонники ваххабитов и лояльные к ним деятели СМР
фактически выиграли информационную войну у умеренных мусульман Таджуддина
(Талгат Таджуддин всегда демонстрировал свою лояльность к России и православию
и даже говорил, что мусульманин может праздновать Рождество Христово, когда
родился упоминаемый в Коране пророк Иса). Мусульманские телепередачи и на
канале РТР (15-минутная "Тысяча и одна ночь" в 8.30 в пятницу), и на
канале "Культура" (10-минутная "Все суры Корана" в 17.30 в
среду) фактически принадлежат сторонникам Гайнутдина, причем наиболее
радикальным из них. В российском исламе при попустительстве и даже содействии
российских властей, которые не отдают себе в этом отчета, сложилась такая
ситуация, что противником ваххабизма быть невыгодно, а иногда даже опасно.
Сейчас не только явные, но даже и тайные ваххабиты находятся в меньшинстве. Но
если через несколько лет ситуация в руководстве страной изменится и наступит
период политической нестабильности, то организованное, богатое и
целеустремленное ваххабитское меньшинство может прийти к власти во многих
национальных республиках, которые сейчас входят в состав РФ. Конечно, это
маловероятно, но если такое произойдет, то ваххабиты, безусловно, поставят
перед собой цель захватить всю Россию. Они уже сейчас не скрывают, что
стремятся к исламизации России и русских. (Правда, добровольная исламизация
идет безуспешно: пока в ислам перешел только бывший лидер христианских
демократов Вячеслав Полосин.) Нет никакого сомнения, что следующей их целью
можете стать мировое господство.
Предотвратить
столь чудовищное развитие событий могут сейчас только президент России и его
администрация, если они, наконец, поймут, что невозможно бороться с ваххабизмом
в Чечне и культивировать его в Москве, и перестанут поддерживать Гайнутдина.
Бросается в глаза разница между структурами Таджуддина и Гайнутдина: число
сторонников у каждого из них примерно одно и то же, но у второго твердых
сторонников в 10 раз меньше. Если Гайнутдин лишится властных, финансовых и
медиа-ресурсов, которыми он сейчас обладает, то и идущих за ним людей станет на
порядок меньше.
пятый житель - мусульманин (то есть
мусульман 29 млн.!). Стоит ли говорить, что эти "данные" не
подтверждаются ничем, кроме фантазий некоторых исламских радикалов. В ходе
опросов фонда "Общественное мнение" назвали себя мусульманами 4,2%
россиян и 2,9% москвичей в июне 2000 г. и 5% россиян и 2% москвичей в апреле
2001 г. (К началу 2001 г. в РФ постоянно проживали 145 млн. человек, в том
числе в Москве - 8,4 млн.) По итогам опросов службы Мониторинг.ру, в декабре
2000 г. верующими считали себя 55% россиян, из них 91% - православные и только
5% - мусульмане. Согласно опросу РОМИР (сентябрь 1999 г.) мусульманами называют
себя 4,2% россиян, а по данным опроса Института социально-политических
исследований РАН (ноябрь 1999 г.) мусульмане составили 6% россиян. Даже с
учетом того, что удельный вес мусульманских регионов в выборке некоторых
социологических организаций немного меньше, чем доля мусульман в населении РФ,
численность граждан РФ, считающих себя мусульманами, составит 7-9 млн., из них
в Москве, включая временно проживающих, 200 тыс.
По
переписи 1989 г. этнические мусульмане составляли в России 11,83 млн. человек,
а в 1999 г., по расчетам, проделанным демографами под руководством Анатолия
Вишневского на основе данных Госкомстата о естественном приросте и миграциях, -
13,17 млн. или 9% населения. Вряд ли надо пояснять, что ислам исповедуют не все
этнические мусульмане, так же как и православие исповедуют не все русские. По
данным опроса татар, живущих в Татарстане, в 1996 г. из них считали себя
мусульманами 60% горожан и 88% селян. А в ходе опроса 1999 г. в Татарстане
назвали себя верующими 77% татар (из них 7% - православные). Если учесть, что
доля приверженцев ислама среди этнических мусульман в русских областях ниже,
чем в республиках, а по всей России не наберется и тысячи русских, исповедующих
ислам, то станет ясно, что реальные мусульмане составляют примерно 6% населения
РФ (8-9 млн. человек).
ПЕРСПЕКТИВЫ ИСЛАМСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИИ
Из
числа россиян, относящих себя к мусульманам, значительная часть не посещает
мечеть даже один раз в год (в русских областях большинство называющих себя
мусульманами не посещает мечеть ни разу в год; в Москве из 200 тыс. мусульман
еженедельно посещают мечеть 5-10 тыс. человек, в Ростовской области - 3 тыс. из
50 тыс.). Большинство российских мусульман не слишком религиозны; даже в
Дагестане был случай, когда молодого имама-фанатика, закрывшего в ауле винный
магазин, мужчины заставили вновь открыть его. Однако у российских мусульман нет
иммунитета против ваххабизма и других форм исламского экстремизма. Большинство
мусульман - довольно аморфная масса, как и большинство православных. Ваххабиты
же представляют собой самую активную и целенаправленную группу мусульман в
России. Кроме того, сторонники ваххабитов и лояльные к ним деятели СМР
фактически выиграли информационную войну у умеренных мусульман Таджуддина
(Талгат Таджуддин всегда демонстрировал свою лояльность к России и православию
и даже говорил, что мусульманин может праздновать Рождество Христово, когда
родился упоминаемый в Коране пророк Иса). Мусульманские телепередачи и на
канале РТР (15-минутная "Тысяча и одна ночь" в 8.30 в пятницу), и на
канале "Культура" (10-минутная "Все суры Корана" в 17.30 в
среду) фактически принадлежат сторонникам Гайнутдина, причем наиболее
радикальным из них. В российском исламе при попустительстве и даже содействии
российских властей, которые не отдают себе в этом отчета, сложилась такая
ситуация, что противником ваххабизма быть невыгодно, а иногда даже опасно.
Сейчас не только явные, но даже и тайные ваххабиты находятся в меньшинстве. Но
если через несколько лет ситуация в руководстве страной изменится и наступит
период политической нестабильности, то организованное, богатое и
целеустремленное ваххабитское меньшинство может прийти к власти во многих
национальных республиках, которые сейчас входят в состав РФ. Конечно, это
маловероятно, но если такое произойдет, то ваххабиты, безусловно, поставят
перед собой цель захватить всю Россию. Они уже сейчас не скрывают, что
стремятся к исламизации России и русских. (Правда, добровольная исламизация
идет безуспешно: пока в ислам перешел только бывший лидер христианских
демократов Вячеслав Полосин.) Нет никакого сомнения, что следующей их целью
можете стать мировое господство.
Предотвратить
столь чудовищное развитие событий могут сейчас только президент России и его
администрация, если они, наконец, поймут, что невозможно бороться с ваххабизмом
в Чечне и культивировать его в Москве, и перестанут поддерживать Гайнутдина.
Бросается в глаза разница между структурами Таджуддина и Гайнутдина: число
сторонников у каждого из них примерно одно и то же, но у второго твердых
сторонников в 10 раз меньше. Если Гайнутдин лишится властных, финансовых и
медиа-ресурсов, которыми он сейчас обладает, то и идущих за ним людей станет на
порядок меньше.
Михаил
Тульский.
«Независимая газета», № 108 от 19.06.01 г.
Вернуться на главную страницу.
© 2001. Региональное Духовное Управление мусульман Пермской области (Пермский Муфтият) в составе Центрального Духовного Управления мусульман России и европейских стран СНГ. Редакция газеты «Халык авазы».
ВНИМАНИЕ! При полном или частичном использовании
материалов необходимо обязательно указать источник – Редакция газеты «Халык
авазы», при размещении в интернете – указать нашу гиперссылку http://xalyk-avazy.narod.ru/.